Японский меч — ч. 2

Теперь, когда мы достаточно подробно рассмотрели основные виды японских мечей, обратимся к составляющим элементам меча. Наиболее наглядно и подробно проиллюстрировать основные и второстепенные части можно на примере одного из самых широко используемых видов – катаны.

Катана
Катана

Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки, объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти, обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие. Ножны делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

 

Основные части катаны

 

  • Ха — режущая кромка
  • Хабаки — крепежная муфта (для фиксации клинка в одном положении)
  • Кассира — головка рукояти
  • Кои-гучи — вход в ножны
  • Моноучи — бьющая поверхность
  • Мунэ — тупой конец клинка
  • Мэкуги — бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго — основание лезвия
  • Сагэо — веревка
  • Сая — ножны
  • Цуба — гарда
  • Цука — рукоятка
  • Синоги — ребро клинка

 

Второстепенные части

  • Ада — схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати — край Ха
  • Хамон — линия закалки
  • Боти — линия закалки на острие
  • Екоте — разделяющая линия острия
  • Дзи-ада — лезвие
  • Ицу — канавка для Кодзука (нож)
  • Когай — (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки — острие
  • Кодзири — оконечность ножен
  • Ко-синоги — ребро клинка на острие
  • Куриката — петля для Сагэо
  • Мунэ мати — край Мунэ
  • Мэи — надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана — отверстие для штыря
  • Мэнуки — орнамент рукоятки
  • Нагадза — длина клинка
  • Накаго-дзири — оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ — частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие — Ниои)
  • Самэ — кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ — отверстие для Куриката
  • Сори — прогиб
  • Сэпа — шайбы
  • Фути — муфта рукоятки
  • Цука-ито — шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи — плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) — закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ — насечка напильника на Накаго

 

Каждый элемент меча обладает своей функцией, был проверен многочисленными боями на протяжении вековой истории и является частью и традицией искусства ковки и применения меча. Глубина и смысл искусства владение мечом отражаются в ниже приведенной японской притче о рождении иайдо: «Крестьянин за оскорбление жены бросил вызов гордому самураю. Ему повезло, он не умер сразу, сражение предстояло через год. Вскоре понимание снизошло на беднягу, что его ожидает быть поверженным, так как кроме кирки, оружия в руках не держал. Но нашел он мастера, который долгие годы был учителем тому самураю, и мастер ответил: — За год ты едва ли научишься вынимать меч из ножен, иди и учи это движение, но все равно ты обречен. Каждый день оттачивал крестьянин этот навык и все сильнее понимал, что умрет. И это стало его медитацией. Тотально и без остатка растворился он в этом простом движении. Год прошел, настал день дуэли. Стояли тихо самурай и мертвец. «Начинайте!»,- прозвучала команда. Но собравшиеся посмотреть не увидели боя, самурай пал без головы, не успев понять ничего за то мгновение».

 

Добавить комментарий