Niden Ryu джиу джитсу (дзю дзюцу) кендзюцу кобудо

Niden Ryu 仁 傳 流 — история и философия

ёрой кобудо джиу джитсу дзю дзюцу иайдо кендзюцу кобудо
кобуко — самурайский шлем

Ниден Рю — история

Первые документальные упоминания о школе Нидэн Рю (仁傳流 Niden Ryu) джиу-джитсу (дзю дзюцу) и кобудзюцу (иайдо, иайдзюцу, кензюцу) появились около 500 лет назад. В настоящее время школа включает два направления: Асаяма Ичидэн Рю (淺山一傳流Asayama Itiden Ryu) тайдзюцу и кэндзюцу и Мухи Рю (無比流 Muhi Ryu), включающие иайдзюцу, дзёдзюцу, тайдзюцу (дзю дзюцу), танбодзюцу, камадзюцу, кумитачи, хаябуса дзёдзюцу.

Основоположником школы Мухи Рю был Сасаки Тессай. Время создания школы – 1500 годы, относится к позднему периоду воюющих царств, а структурное развитие школы было завершено в начале правления сёгунов клана Токугава.

Стиль Асаяма Ичидэн Рю создан сенсеем Асаяма Ичидэн Сай несколько позднее – в середине 17 века.

Точной информации о ранней истории возникновения школы Асаяма Итидэн Рю не имеется, но существует несколько исторических версий о том, кто стоял у истоков её создания.

По наиболее старой версии, принято считать, что школу Асаяма Ичидэн Рю в 1566 году основал Асаяма Мицугоро Ичидэнсай, третий сын военного эксперта (англ. gunshi) Асаямы Гэнбан Минамото но Ёситада Ичиёсая (Asayama Genban Minamoto no Yoshitada Ichiyosai). Асаяма-старший находился на службе у Акаи Аку Уэмона Кагэто, местного правителя областей Хиками (англ. Hikami) и Амада (англ. Amada). Согласно легенде, в двенадцать лет Ичидэнсай увидел во сне видение Фудо-мёо, результатом чего стало его чудесное просветление, которое послужило последующему возникновению и развитию школы Асаяма Ичидэн Рю. Во время своего пребывания в качестве Сокэ школы Асаяма Ичидэн Рю, Уэно Такаси постарался сделать процесс передачи искусства как можно проще. Он дополнил иллюстрациями письменные передачи (дэнсё), в которых изобразил различные ката школы. Однако, в рамках этой линии передач техники были ограничены лишь Тен но маки, Хисиги-дэн (буквально — «дробленая передача») и кудэн («устная передача»), так как это было единственным, что передал Наганума сэнсей своему сыну.

Другая версия гласит о том, что у истоков создания данного стиля стоит Марумэ Мондоносё Норикити (яп. 丸目主水正則吉), обучавший Кунииэ Яуэмона (яп. 国家弥右衛門), который впоследствии передал знания Асаяме Ичидэнсаю Сигэтацу.

По ещё одной исторической версии Асаяма обучался у разных учителей, среди которых были Камиидзуми Хидэцуна, Окуяма Таданоба (яп. 奥山左衛門大夫忠信) и Накамура Сэндзюро (яп. 中村泉十郎).

Асаяма Ичидэнсай умер 5 января 1687 года, передав свои знания многим последователям по всей Японии.

Позже, в эру Мэйдзи, знания школы Асаяма Ичидэн Рю перешли к дому Танаки Тамацу, главного духовного наставника правителя области Айдзу. Танака стал главою (сокэ) школы в двенадцатом поколении, а позже передал мэнкё кайдэн Окуре Хисадзиро Наоюки (Okura Hisajiro Naoyuki), имевшему додзё в Коисикаве, Токио. У Окуры было два старших ученика: Адати Юсио и Наганума Цунэюки, женившийся на дочери сэнсэя и, в результате, перенявший руководство над школой. В дальнейшем Асаяма Ичидэн Рю перешло ко второму сыну Наганумы по имени Ёсиюки (Yoshiyuki), а от него к Уэно Такаси (Ueno Takashi).

История передачи искусства Асаяма Ичидэн Рю от Уэно Такси весьма противоречива, так как у мастера было много учеников.

Существует также множество версий о том, кто был назначен его преемником. Одна из них относится к стилю Нагано Рю (яп. 長野流総合武術), являющемся ответвлением от школы Юмио Накамуро (яп. 弓雄 中村), который обучался у мастера Окуры Хисадзиро в додзё в Коисикаве. По другой версии, 17-м наследником традиций школы Асаяма Ичидэн Рю в XX веке стал Сато Кинбэй (яп. 佐藤金兵, 1926 — 1999), получивший передачу от Уэно Такаси в декабре 1955 года. Совместил два стилевых направления — Мухи Рю и Асаяма Ичидэн Рю – 20-й патриарх школы Такеши Кенса, служивший чиновником в княжестве Мита.

Время формирования единой стилистической школы Нидэн Рю относится приблизительно к началу 1870 года сразу после революции Мэйдзи. С этого времени появилась самостоятельная комплексная школа Нидэн Рю, в название которой заложен философский смысл – «Две передачи учения», которая сохраняя оба направления обогатила свой технический комплекс сильными сторонами обоих стилевых направлений и продолжила направление развития японских комплексных школ боевых искусств.

Ниден Рю сегодня

В настоящее время школу возглавляет 25-й Сокэ Ямагучи Хироши (館長 山口 博 Yamaguti Hiroshi Kaicho), получивший учение из рук своего учителя и 24-го Сокэ Масаки Акира.

Руководителем направления Нидэн Рю иайдзюцу и баттодзюцу является старший наставник Ханши школы Сакаи Сэнсей.

Техническим директором и руководителем направления джиу джитсу (дзю дзюцу)  с сентября 2015 года является Кёси школы Курокава Сэнсей, а его заместителем Сихан школы Кубадзомэ Сэнсей.

Аттестация по школе Нидэн Рю осуществляется до уровня 8 Дан.

Все мастера школы, включая высших наставников не реже 1 раза в год подтверждают свой технический уровень для последующей аттестации на более высокий уровень и для получения доверенности от главы школы на представление школы или руководство определённым техническим направлением школы.

Начиная с периода Мэйдзи 9-й и 10-й дан в школе вручаются только за особые государственные заслуги и чаще всего посмертно.

Один из наставников школы возглавляет также стиль Когэн но Маки иайдо, который ведет свою ветвь от Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха. Формирование направления и выделение в самостоятельную линию произошло во времена, когда Мусо Дзикидэн Эйсин Рю возглавлял 20-й Сокэ школы Оноэ Масамицу (Наставник настоящего 21 Сокэ школы МДЭР Иайдзюцу Ямаути Ха — Секигути Комея). Поэтому многие представители школы Нидэн Рю прекрасно владеют техническим арсеналом Мусо Дзикидэн Эйсин Рю, что создаёт прекрасную взаимодополняемую базу для изучения нескольких стилевых направлений работы с японским клинком, японского кобудзюцу и тайдзюцу.

Технически школа Нидэн Рю составляет четыре раздела: Тайдзюцу, Дзёдзюцу, Иайдзюцу, Куми. Тайдзюцу имеет три уровня – «Небо», «Земля» и «Человек». В каждом из этих уровней выделяются три подуровня — дзёдан, чудан и гедан по 12 технических элементов каждый. Арсенал других разделов классифицируется по другим параметрам в зависимости от типа выполняемых техник, используемого оружия, принадлежности к одному из двух направлений или их сочетания, количество технических элементов в них разное.

Запишитесь на пробную бесплатную тренировку по джиу джитцу и кендзюцу в клуб восточных единоборств O- Ganseki Kan


* - поля необходимые для заполнения

Философская составляющая школы восходит к идеям Конфуция, в частности о том, что и большое и малое заключено в едином, маленькое ядро неотделимо от большой оболочки.

Выдержки из внутренних мокуроку школы, передаваемых вместе с аттестацией наставников школы для методически грамотного и социально правильного преподавания:

Философия ДЗЮ-ГО

(мягкость и жёсткость, слабость и сила)

縦水之事(抜粋) (ジュウスイ).

無比流居合術目録「柔剛弱強ノ弁」アリ...

剛ハ柔ニ勝チ 弱能ク強ヲ制スル...

縦水ハ柔ニ至ルヤ水能ク石ヲ漂ハス...

Дзюсуй но кото – выдержка из мокуроку Мухи Рю иайдзюцу:

«Необходимо понимание, что мягкое и твёрдое составляют основу прочности…

Мягкое побеждает твердое…

Способность быть мягким позволит победить силу…

Необходимо следовать воде, которая двигает камни…»

Отдельные положения из философского мокуроку школы:

  • Жёсткое одерживает победу над мягким.
  • Обычно и на небе, и на земле сильное одерживает победу над слабым.
  • Множество вещей имеет силу.
  • Сильный пытается подчинить слабого, но слабый сам подчиняет сильного.
  • Кто преуспел в истинном искусстве «Вольных вод», тот способен сдвинуть камень силой воды.
  • Способность птицелова — умение захватывать добычу на разном расстоянии.
  • Четыре принципа: мягкое, жёсткое, слабое, сильное – что применить, а что отбросить, зависит только от действий противника.
  • Жёсткость отдельно не существует, и мягкость отдельно не существует.
  • Возможно добиться многого только при применении четырёх принципов в единой связке.
  • Что применить, что отбросить — зависит от места.

Значение названия «Нидэн Рю».

В написании иероглиф 二 («два»)

был изменен на 仁 (человечность).

Человечность (кит. жэнь, японское чтение — «нин» или «ни») — это одно из основных моральных понятий, введенных Конфуцием. Под ней подразумевается сдерживание себя, основанное на этикете, забота о ближнем, сострадание и прощение. Находясь в основании моральных принципов конфуцианства, в нео-конфуцианстве жэнь считается проявлением пути богов и объединяющим для всех остальных моральных принципов. В феодальные времена это был основной принцип, объяснявший естественное положение человека в системе подчинения и командования в обществе. В настоящее время жэнь считается одним из основных элементов бусидо, поддерживающим равенство всех людей и взаимное поддержание этики. Оно включает в себя сострадание, заботу о ближнем, человеколюбие, доброту.

В клеточном ядре находится сравнительно крупный твердый элемент, называемый «ядрышко», по-японски «какунин» («нин» как «человечность»). Таким образом, в основе клеточного ядра также находится жэнь.

При тренировке по двум стилям школы необходимо придавать особое значение человечности, сделать её определяющим принципом для своего характера.

Ниден Рю в России

В феврале 2013 года Ямагучи сэнсей и Каваи сэнсей от лица возглавляемых ими школ и стилей официально подписали договоры о сотрудничестве и развитии стилей с Kokusai Budo Renmei (МСБИ) в лице президента МСБИ Линдера И.Б., объявив при этом о разрешении на представление и преподавание всех направлений школы (в том числе иайдзюцу т джиу джитсу / дзю дзюцу) за пределами Японии представителями Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) всем лицам, заинтересованным в изучении данных стилевых направлений.

В сентябре 2013, в 2016 году Сокэ школы Ямагучи Сэнсей создал Риндадзюку с назначением Линдер И.Б. Дзюкутё для развития школы, преподавания и аттестации за пределами Японии, а в декабре 2016 и январе 2017 года вручил президенту МСБИ Линдер Иосифу Борисовичу комплект аттестационных документов Мэнкё Кайдэн на полное представление и преподавание иайдзюцу, джиу-джитсу и кобудзюцу Нидэн Рю с правом аттестации до высших мастерских степеней, правом рекомендации и назначения новых официальных представителей школы из числа подготовленных наставников и мастеров за пределами Японии. В 2017 Урбанович Канчо, руководитель клуба восточных единоборств O-Ganseki Kan получил с рук Соке Ямагучи доверенность на представление направления Ниден Рю.

кобудо, джиу джитсу, иайдо, иайдзюцу, кендзюцу

Ниден Рю хомбу додзё Токио 2015.