кобуко

Niden Ryu джиу джитсу (дзю дзюцу) кендзюцу кобудо

仁 傳 流

История и философия

Первые документальные упоминания о школе Нидэн Рю (仁傳流 Niden Ryu) джиу-джитсу (дзю дзюцу) и кобудзюцу (иайдо, иайдзюцу, кензюцу) появились около 500 лет назад. В настоящее время школа включает два направления: Асаяма Ичидэн Рю (淺山一傳流Asayama Itiden Ryu) тайдзюцу и кэндзюцу и Мухи Рю (無比流 Muhi Ryu), включающие иайдзюцу, дзёдзюцу, тайдзюцу (дзю дзюцу), танбодзюцу, камадзюцу, кумитачи, хаябуса дзёдзюцу.

Основоположником школы Мухи Рю был Сасаки Тессай. Время создания школы – 1500 годы, относится к позднему периоду воюющих царств, а структурное развитие школы было завершено в начале правления сёгунов клана Токугава.

Стиль Асаяма Ичидэн Рю создан сенсеем Асаяма Ичидэн Сай несколько позднее – в середине 17 века.

Точной информации о ранней истории возникновения школы Асаяма Итидэн Рю не имеется, но существует несколько исторических версий о том, кто стоял у истоков её создания.

По наиболее старой версии принято считать, что школу Асаяма Ичидэн Рю в 1566 году основал Асаяма Мицугоро Ичидэнсай, третий сын военного эксперта (англ. gunshi) Асаямы Гэнбан Минамото но Ёситада Ичиёсая (Asayama Genban Minamoto no Yoshitada Ichiyosai).

Асаяма-старший находился на службе у Акаи Аку Уэмона Кагэто, местного правителя областей Хиками (англ. Hikami) и Амада (англ. Amada). Согласно легенде, в двенадцать лет Ичидэнсай увидел во сне видение Фудо-мёо, результатом чего стало его чудесное просветление, которое послужило последующему возникновению и развитию школы Асаяма Ичидэн Рю.

Во время своего пребывания в качестве Сокэ школы Асаяма Ичидэн Рю, Уэно Такаси постарался сделать процесс передачи искусства как можно проще. Он дополнил иллюстрациями письменные передачи (дэнсё), в которых изобразил различные ката школы. Однако, в рамках этой линии передач техники были ограничены лишь Тен но маки, Хисиги-дэн (буквально — «дробленая передача») и кудэн («устная передача»), так как это было единственным, что передал Наганума сэнсей своему сыну.

Другая версия гласит о том, что у истоков создания данного стиля стоит Марумэ Мондоносё Норикити (яп. 丸目主水正則吉), обучавший Кунииэ Яуэмона (яп. 国家弥右衛門), который впоследствии передал знания Асаяме Ичидэнсаю Сигэтацу.

По ещё одной исторической версии Асаяма обучался у разных учителей, среди которых были Камиидзуми Хидэцуна, Окуяма Таданоба (яп. 奥山左衛門大夫忠信) и Накамура Сэндзюро (яп. 中村泉十郎).

Асаяма Ичидэнсай умер 5 января 1687 года, передав свои знания многим последователям по всей Японии.

Позже, в эру Мэйдзи, знания школы Асаяма Ичидэн Рю перешли к дому Танаки Тамацу, главного духовного наставника правителя области Айдзу. Танака стал главою (сокэ) школы в двенадцатом поколении, а позже передал мэнкё кайдэн Окуре Хисадзиро Наоюки (Okura Hisajiro Naoyuki), имевшему додзё в Коисикаве, Токио. У Окуры было два старших ученика: Адати Юсио и Наганума Цунэюки. Наганума женившийся на дочери сэнсэя перенял руководство над школой. В дальнейшем Асаяма Ичидэн Рю перешло ко второму сыну Наганумы по имени Ёсиюки (Yoshiyuki), а от него к Уэно Такаси (Ueno Takashi).

История передачи искусства Асаяма Ичидэн Рю от Уэно Такаси весьма противоречива, так как у мастера было много учеников.

Существует также множество версий о том, кто был назначен его преемником. Одна из них относится к стилю Нагано Рю (яп. 長野流総合武術), являющемся ответвлением от школы Юмио Накамуро (яп. 弓雄 中村), который обучался у мастера Окуры Хисадзиро в додзё в Коисикаве. По другой версии, 17-м наследником традиций школы Асаяма Ичидэн Рю в XX веке стал Сато Кинбэй (яп. 佐藤金兵, 1926 — 1999), получивший передачу от Уэно Такаси в декабре 1955 года. Совместил два стилевых направления — Мухи Рю и Асаяма Ичидэн Рю – 20-й патриарх школы Такеши Кенса, служивший чиновником в княжестве Мита.

Время формирования единой стилистической школы Нидэн Рю относится приблизительно к началу 1870 года сразу после революции Мэйдзи. С этого времени появилась самостоятельная комплексная школа Нидэн Рю, в название которой заложен философский смысл – «Две передачи учения», которая сохраняя оба направления обогатила свой технический комплекс сильными сторонами обоих стилевых направлений и продолжила направление развития японских комплексных школ боевых искусств.

Ниден Рю сегодня

В настоящее время школу возглавляет 25-й Сокэ Ямагучи Хироши
(館長 山口 博 Yamaguti Hiroshi Kaicho)
, получивший учение из рук своего учителя и 24-го Сокэ Масаки Акира.

Руководителем направления Нидэн Рю иайдзюцу и баттодзюцу является старший наставник Ханши школы Сакаи Сэнсей.

Техническим директором и руководителем направления джиу джитсу (дзю дзюцу)  с сентября 2015 года является Кёси школы Курокава Сэнсей, а его заместителем Сихан школы Кубадзомэ Сэнсей.

Справа — Кубадзоме Киоши и Ямагучи Соке

Аттестация по школе Нидэн Рю осуществляется до уровня 8 Дан. Начиная с периода Мэйдзи 9-й и 10-й дан в школе вручаются только за особые государственные заслуги и чаще всего посмертно.

Все мастера школы, включая высших наставников не реже 1 раза в год подтверждают свой технический уровень для последующей аттестации на более высокий уровень и для получения доверенности от главы школы на представление школы или руководство определённым техническим направлением школы.

Один из наставников школы возглавляет также стиль Когэн но Маки иайдо, который ведет свою ветвь от Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха. Формирование направления и выделение в самостоятельную линию произошло во времена, когда Мусо Дзикидэн Эйсин Рю возглавлял 20-й Сокэ школы Оноэ Масамицу (Наставник настоящего 21 Сокэ школы МДЭР Иайдзюцу Ямаути Ха — Секигути Комея). Поэтому многие представители школы Нидэн Рю прекрасно владеют техническим арсеналом Мусо Дзикидэн Эйсин Рю, что создаёт прекрасную взаимодополняемую базу для изучения нескольких стилевых направлений работы с японским клинком, японского кобудзюцу и тайдзюцу.

Технически школа Нидэн Рю составляет четыре раздела: Тайдзюцу, Дзёдзюцу, Иайдзюцу, Куми. Тайдзюцу имеет три уровня – «Небо», «Земля» и «Человек». В каждом из этих уровней выделяются три подуровня — дзёдан, чудан и гедан по 12 технических элементов каждый. Арсенал других разделов классифицируется по другим параметрам в зависимости от типа выполняемых техник, используемого оружия, принадлежности к одному из двух направлений или их сочетания, количество технических элементов в них разное.

Запишитесь на пробную бесплатную тренировку по джиу джитцу и кендзюцу в клуб восточных единоборств O- Ganseki Kan

Философская составляющая школы восходит к идеям Конфуция, в частности о том, что и большое и малое заключено в едином, маленькое ядро неотделимо от большой оболочки.

Выдержки из внутренних мокуроку школы, передаваемых вместе с аттестацией наставников школы для методически грамотного и социально правильного преподавания:

Философия ДЗЮ-ГО

(мягкость и жёсткость, слабость и сила)

縦水之事(抜粋) (ジュウスイ).

無比流居合術目録「柔剛弱強ノ弁」アリ...

剛ハ柔ニ勝チ 弱能ク強ヲ制スル...

縦水ハ柔ニ至ルヤ水能ク石ヲ漂ハス...

Дзюсуй но кото – выдержка из мокуроку Мухи Рю иайдзюцу:

«Необходимо понимание, что мягкое и твёрдое составляют основу прочности…

Мягкое побеждает твердое…

Способность быть мягким позволит победить силу…

Необходимо следовать воде, которая двигает камни…»

Отдельные положения из философского мокуроку школы:

  • Жёсткое одерживает победу над мягким.
  • Обычно и на небе, и на земле сильное одерживает победу над слабым.
  • Множество вещей имеет силу.
  • Сильный пытается подчинить слабого, но слабый сам подчиняет сильного.
  • Кто преуспел в истинном искусстве «Вольных вод», тот способен сдвинуть камень силой воды.
  • Способность птицелова — умение захватывать добычу на разном расстоянии.
  • Четыре принципа: мягкое, жёсткое, слабое, сильное – что применить, а что отбросить, зависит только от действий противника.
  • Жёсткость отдельно не существует, и мягкость отдельно не существует.
  • Возможно добиться многого только при применении четырёх принципов в единой связке.
  • Что применить, что отбросить — зависит от места.

Значение названия «Нидэн Рю».

В написании иероглиф 二 («два»)

был изменен на 仁 (человечность).

Человечность (кит. жэнь, японское чтение — «нин» или «ни») — это одно из основных моральных понятий, введенных Конфуцием. Под ней подразумевается сдерживание себя, основанное на этикете, забота о ближнем, сострадание и прощение. Находясь в основании моральных принципов конфуцианства, в нео-конфуцианстве жэнь считается проявлением пути богов и объединяющим для всех остальных моральных принципов. В феодальные времена это был основной принцип, объяснявший естественное положение человека в системе подчинения и командования в обществе. В настоящее время жэнь считается одним из основных элементов бусидо, поддерживающим равенство всех людей и взаимное поддержание этики. Оно включает в себя сострадание, заботу о ближнем, человеколюбие, доброту.

В клеточном ядре находится сравнительно крупный твердый элемент, называемый «ядрышко», по-японски «какунин» («нин» как «человечность»). Таким образом, в основе клеточного ядра также находится жэнь.

При тренировке по двум стилям школы необходимо придавать особое значение человечности, сделать её определяющим принципом для своего характера.

Ниден Рю в России

В феврале 2013 года Ямагучи сэнсей и Каваи сэнсей от лица возглавляемых ими школ и стилей официально подписали договоры о сотрудничестве и развитии стилей с Kokusai Budo Renmei (МСБИ) в лице президента МСБИ Линдера И.Б., объявив при этом о разрешении на представление и преподавание всех направлений школы (в том числе иайдзюцу / иайдо, кендо / кендзюцу и джиу джитсу / дзю дзюцу) за пределами Японии представителями Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) всем лицам, заинтересованным в изучении данных стилевых направлений.

В сентябре 2013, в 2016 году Сокэ школы Ямагучи Сэнсей создал Риндадзюку с назначением Линдер И.Б. Дзюкутё для развития школы, преподавания и аттестации за пределами Японии, а в декабре 2016 и январе 2017 года вручил президенту МСБИ Линдер Иосифу Борисовичу комплект аттестационных документов Мэнкё Кайдэн на полное представление и преподавание иайдзюцу, джиу-джитсу и кобудзюцу Нидэн Рю с правом аттестации до высших мастерских степеней, правом рекомендации и назначения новых официальных представителей школы из числа подготовленных наставников и мастеров за пределами Японии. В 2017 Урбанович Канчо, руководитель клуба восточных единоборств O-Ganseki Kan получил с рук Соке Ямагучи доверенность на представление направления Ниден Рю.

кобудо, джиу джитсу, иайдо, иайдзюцу, кендзюцу

Ниден Рю хомбу додзё Токио 2015.

таги — кендо в Москве, иайдо в Москве, джиу-джитсу в Москве